Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 11:24

филиал МБОУ СОШ №1 г. Туймазы МБОУ ООШ с. Япрыково

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Выступление учителя биологии Гиззатуллиной Тамары Шавкатовны

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии
Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип "развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А.Амонашвили писал: "Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.
В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, включающая три этапа или стадии.
1 стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
2 стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
3 стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Основные методические приемы технологии критического мышления: Индивидуальная мозговая атака. Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. Групповая дискуссия Чтение с остановками. Кластеры. Синквейн. Ключевые термины. Перепутанные логические цепочки.. План-конспект урока по теме "Внешнее строение птиц”
Цели урока:
1. Показать особенности внешнего строения птиц.
2. Понять сложный комплекс приспособлений птиц к полету и определенному месту обитания.
3. Проанализировать информацию своего отрывка для графической организации текста.
4. Применить полученные знания для обучения класса.
5. Дать оценку своей работе, помощи одноклассников.
1 стадия урока - вызов. Проводится по модели "Корзина” идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисуется значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: Что мы знаем о птицах? Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно "сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
2 стадия урока – осмысление. Проводится по модели "Составление кластера”.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом "корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание "корзины”. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Учащиеся парами изучают предложенные отрывки текста.
Затем текст графически организовывается на листе бумаги для объяснения всему классу (5 мин). Одна группа учащихся является экспертной группой, они изучают материал всех 4 частей. Их задача проанализировать объяснения товарищей.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
3 стадия урока – рефлексия. Проводится по модели "Презентация”.
Предоставляется слово учащимся для объяснения своего отрывка с 1 по 4 поочередно. Для уточнения, корректировки объяснения можно приглашать другие пары, изучавшие тот же отрывок. Итоги работы подводит экспертная группа и создается общий кластер.
В заключении урока учащимся предлагается написать синквейн. Плакат с правилами написания вывешен на доске. существительное
прилагательное, прилагательное
глагол, глагол, глагол
"крылатая фраза”
существительное или глагол
Синквейны. Пингвин
Медлительный, неуклюжий
Плавает, ловит, хочет летать
"У всякой пташки свои замашки"
Птица.Попугай
Большой, цветной
Летает, ходит, говорит
"За всеми повторяет"
Дразнит.
Сокол
Гордый, зоркий
Летает, парит, высматривает
"Выше солнца и сокол не летает"
Охотник.Дятел
Пестрый, шустрый
Стучит, ищет, помогает
"Видна птица по полету"
Доктор.

1.
Птицы – это покрытые перьями позвоночные животные, поддерживающие температуру тела на высоком (около 40°С) уровне, активные во все времена года. Передние конечности птиц преобразованы в крылья, большинство видов птиц использует их для полета. Все птицы откладывают крупные, защищенные скорлупой яйца, которые высиживают, согревая теплом тела. Зародышевое развитие – быстрое. Забота о потомстве обязательна и ярко выражена. Головной мозг хорошо развит, поэтому поведение – сложное и легко приспосабливающееся к меняющимся условиям.
В наше время на Земле живут около 9000 видов птиц, из них в нашей стране – около 800 видов.
Большинство птиц живет в лесах. Одни из ни почти все время находятся в кронах деревьев (синицы, корольки), другие – на стволах (дятлы, поползни), третьи – на земле (тетерева, рябчики, глухари). Распределение птиц по ярусам леса связано, как правило, с добыванием пищи. Синицы и корольки питаются насекомыми-листоедами и их личинками, дятлы – насекомыми и их личинками, живущими в коре деревьев, а глухари, рябчики, тетерева – травой, плодами черники, брусники.

2.
Многие виды птиц, например ласточки, стрижи, большую часть времени находятся в открытых воздушных пространствах. Они питаются комарами, мухами и другими летающими насекомыми. Некоторые виды птиц обитают в открытых пустынно-степных пространствах – дрофа, стрепет, страус. Эти птицы питаются семенами растений, насекомыми, ящерицами.
Жизнь большого числа птиц связана с водой. Одни из них кормятся на мелководьях – серая цапля. Другие птицы, например утки-кряквы, чаще всего, кормятся на открытых участках воды.
Некоторые виды птиц встречаются как в леса, так и в горах или на равнинах – различные виды орлов, соколов, ястребов. Эти птицы питаются в основном мелкими пернатыми и млекопитающими.
Тело птицы состоит из сравнительно небольшой головы, длинной подвижной шеи, яйцевидного туловища и конечностей. На голове птицы находится клюв, который состоит из двух частей – надклювье и подклювья, одетых роговыми чехлами. Ноздри расположены на надклювье.
Клювом птица не только добывает пищу, но и чистит перья, дерется, строит гнездо и кормит птенцов. У птиц клюв – единственное орудие, поэтому у птиц с разным образом жизни и питания форма клюва очень разнообразная. Голова птицы сидит на длинной подвижной шее, позволяющей не только собирать корм и осматриваться по сторонам, но и чистить перья брюха, крыльев, спины и хвоста, а также вить гнездо.
3.
По бокам головы птицы располагаются круглые глаза, защищенные верхним и нижним веками. Глаза у птиц почти неподвижные. У голубя глаза расположены по бокам головы, так что он обозревает почти все вокруг себя, но одновременно обоими глазами видит только впереди клюва. У сов глаза направлены вперед – это удобно для охоты на подвижную добычу. Ушные отверстия у птиц скрыты перьями. Они находятся за глазами и ниже их уровня.
Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Крылья настолько приспособлены к полету, что больше почти не для чего употребляться не могут. Типы полета птиц: скользящий, парение, зависание, машущий. Каждый вид птиц более совершенен в одних типах полета и менее – в других, поэтому силуэты летящих птиц разные.
Задние конечности поддерживают птицу, когда она не летает и когда спит. Нижняя часть ног и пальцы одеты грубой кожей с роговыми чешуйками, а концы пальцев вооружены когтями.
Голуби ходят по земле только шагом, попеременно переставляя ноги. Такое движение может переходить в бег. Воробьи только прыгают на двух ногах сразу. Ворона передвигается и шагом, и прыжками. Водные птицы (гуси, утки, чайки) плавают на воде или под водой, перебирая ногами.
В зависимости от образа жизни ноги у птиц приняли самые разнообразные формы причем, как правило, ноги, и клюв как бы дополняют друг друга. 4.
Кожа у птиц сухая и тонкая и покрыта перьями. Контурные перья подразделяются на полетные (это рулевые перья хвоста и маховые перья крыльев) и покровные (это все остальные). Покровные перья, налегая друг на друга вершинами, как черепицы придают телу птицы обтекаемую форму.
Контурное перо состоит из стержня и расположенного по его бокам опахала. Опахало образовано удлиненными пластинками – бородками первого порядка, от которых отходят бородки второго порядка, имеющие микроскопические крючочки. При помощи крючочков бородки сцепляются между собой. Свободную нижнюю часть стержня называют очином.
Под покровными перьями спрятаны пуховые. Опахала у них мягкие, без бородок второго порядка. У некоторых видов есть еще пух. Пуховые перья и пух прекрасно сохраняют тепло.
Смена оперения у птиц происходит во время линьки. Линьки наступают периодически, обычно один или два раза в год, но есть более сложные варианты: случайно вырванное перо сразу же замещается новым в любое время.
У основания хвоста расположена копчиковая кожная железа. Птица выдавливает из нее клювом маслянистую жидкость и переносит ее на перья, когда чистится. Смазывание делает перья эластичными, упругими и препятствует их намоканию.
Погружение в океан знаний под названием "Лист"
Тип урока : комбинированный урок
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, игровая, развивающее обучение
Тема урока: «Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа»
Задачи урока: Выявить уровень знаний об особенностях внешнего строения листа Сформировать общие биологические понятия о взаимосвязи строения и функции клеток, тканей, органов; об организме как едином целом; о взаимосвязи организма с окружающей средой. Учить использовать личный практический опыт для обоснования научных идей. Воспитывать культуру умственного труда, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность. Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята!
Вы любите купаться? Что кто-то не умеет плавать? Это не беда! Я думаю, под руководством умелых инструкторов вы сможете научиться, не только плавать, но даже погружаться на глубоководье. Я приглашаю вас сегодня совершить погружение в океан знаний с необычным названием «Лист». Я прекрасно понимаю тех, кто боится глубоко нырять, ведь от избытка знаний в нашем океане можно и захлебнуться, так что будьте бдительны: выбирайте для себя акваланги для погружения по размеру, следите, чтобы в ваших кислородных баллонах был достаточный запас воздуха для всплытия на поверхность. Не сможете коснуться ногами дна сегодня, значит, сделаете это при следующем заплыве! Всему своё время!
На первом этапе нашей работы я для всех проведу небольшие испытания и попробую выявить «сильные и слабые места» у каждого из вас. А затем мы разобьёмся на группы и тот, кто овладел навыком плаванья в океане знаний наиболее хорошо, будет назначен инструктором, и будет руководить погружением своей группы на заданную глубину. Итак, вперёд, друзья!
Перед сдачей экзамена, я хочу поинтересоваться температурой вашего настроения. У вас на столах есть термометры (Рисунок 1), возьмите их и закрасьте первую полоску таким цветом, какой вам в данную минуту больше всего нравится. На протяжении занятия вы можете самостоятельно закрасить ещё две полоски, если их цвет будет соответствовать изменившемуся у вас настроению, а в конце нашего занятия мы ещё раз вместе измерим температуру своего настроения и затем я объясню, что означают цветные полоски на термометре. Рисунок 1
II. Закрепление и контроль изученного материала
Итак, всё готово для начала испытаний! Они будут проходить в два этапа. Для того чтобы стать инструктором и вам доверили жизнь и здоровье целой группы при погружении вы должны набрать за два этапа не менее 14 баллов. Первое задание вы будете выполнять в тетрадях, поэтому откройте их, запишите число и тему урока
Задание № 1.
У вас на столах лежат гербарии разных растений. Вам необходимо за пять минут ответить правильно на максимально большее количество мелких вопросов, используя предложенные растения. Каждый вопрос имеет свою стоимость в баллах. Правильность ответов будете проверять у соседа по парте. Верные ответы я раздам по истечении времени. Приступайте к работе, время пошло!
Вопросы стоимостью в 1 балл.
Выберите одно понравившееся вам растение и определите у него: тип листа (простой или сложный) способ прикрепления листа (черешковый или сидячий) тип жилкования (перистое, дуговое или параллельное) тип листовой пластинки по форме тип листовой пластинки по краю тип листовой пластинки по верхушке
Вопросы стоимостью в 2 – 3 балла. разделите предложенные растения на группы по своему усмотрению и объясните закономерность деления. (3 балла) сравните, (это, значит, укажите общие и отличающие черты) листья у двух гербарных экземпляров. (3 балла) из предложенных растений выберите черешковые и сидячие, укажите их главное отличие (2 балла)
Подведём промежуточные итоги!
Проверьте результат работы у своего соседа по парте. Затем разменяйте тетрадки и занесите полученный результат в свою счётную таблицу (Рисунок 2). Они у вас на столах. Рисунок 2
Задание № 2.
Чтобы начать выполнение этого задания вам придётся объединиться по группам и пересесть в зависимости от того, сколько баллов вы набрали на первом этапе. Все готовы к дальнейшей работе.
Условия прохождения этого испытания таковы: за две у минуты вы должны коллективно разгадать кроссворд (Рисунок 3). Правильность ответов вы будете проверять, обменявшись заполненными кроссвордами между группами. Правильный ответ стоит 1 балл. За скорость при отсутствии ошибок добавляется от 1 до 3 баллов. Верные ответы я раздам по истечении времени. Рисунок 3
Вопросы для кроссворда связующее звено между листовой пластинкой и стеблем (черешок) зачаточный побег (почка) у листа она бывает тупой и острой (верхушка) проводящая система листа (жилка) боковой орган побега (лист) жилкование листа с математическим названием (параллельное) и тип жилкования, и тип сложного листа (перист -ое, - ый) пигмент листа, придающий ему окраску и необходимый для фотосинтеза (хлорофилл) жилкование однодольных растений (дуговое) основная часть листа (пластинка)
Подведём промежуточные итоги!
Проверьте результат работы у соседней группы. Затем разменяйтесь кроссвордами и занесите полученный результат группы каждый в свою счётную таблицу. Подсчитайте общее количество набранных баллов.
Итак, сегодня статус инструкторов присваивается следующим ребятам: (ф. и. лидеров и вручение отличительных знаков).
Ребята, не забудьте измерить температуру своего настроения.
III. Изучение нового материала
Уважаемые инструкторы, вы можете по своему желанию набрать себе группы для погружения в океан новых знаний, только, пожалуйста, учитывайте желание самих ребят. В группе должно быть не более четырёх человек. В случае, когда кто-либо из начинающих аквалангистов останется без присмотра инструктора, я оставляю за собой право перераспределить группы на свое усмотрение. Постарайтесь никого не обидеть, словом сказанным невзначай.
(Для выполнения задания дети получают таблицы с пустыми ячейками во 2, 3, 4 столбцах, заполнен только первый столбик).
Ребята перед вами сейчас стоит очень ответственная цель, вам необходимо с помощью теста учебника разобраться в особенностях внутреннего строения листа и выявить его функции. Каким способом вы это будете делать решайте сами в группе под руководством инструктора.
Задание № 3 Используя текст учебника на стр. 66–68 заполните пустые ячейки во 2–4 столбцах таблицы (Рисунок 4), помогая, друг другу. Время для выполнения семь – десять минут.
Рисунок 4 Вы можете посмотреть здесь. (Образец для сравнения) 1234

Слой листа
Какой тканью образован этот слой
Особенности строения клеток ткани
Функции этого слоя

Кожица (эпидермис)
Покровная
Клетки прозрачные, плотно прилегают друг к другу. Имеются устьица.
Пропускают свет к внутреннему слою; защищают его; процесс испарения и газообмена.

Мякоть
Фотосинтезирующая:
Клетки содержат хлоропласты.


Столбчатая

Кл. столбовидные плотно прилегают друг к другу под верхней кожицей листа.
Синтез органических веществ

Губчатая
Между кл. большие межклетники, кл. округлые расположены рыхло ближе к нижней кожице листа.
Синтез органических веществ, газообмен

Проводящая и механическая
Образуют пучки флоэмы (луба) и ксилемы (древесины)
Транспортирует органические и минеральные вещества, придаёт прочность и эластичность листу


Проверяем коллективно! За каждый правильный ответ 2 балла. Полностью правильно заполненная таблица позволяет получить 32 балла и погрузиться на такое же количество метров! (т.к. всего должно быть 16 правильных ответов) Подсчитайте результат и занесите его каждый в свою счётную таблицу.
Ребята, измерьте температуру своего настроения ещё раз.
Прежде чем перейти к последнему испытанию, используя свои записи в таблице, ответьте мне на два вопроса: какие три процесса происходят в наружном и внутреннем слоях листа? (испарение, газообмен, синтез органических веществ) какую роль играют эти процесс в жизни растения и природе в целом? (испарение – охлаждение растения, регуляция корневого давления, круговорот воды в природе; газообмен – дыхание растения и поставка углекислого газа необходимого для воздушного питания; синтез органических веществ – воздушное питание растения, выделение кислорода в атмосферу Земли, начальное звено пищевых цепей в природе)
Задание № 4. (На выбор) работа в парах (вариант А (Рисунок 5)), группах (вариант Б (Рисунок 6)) или индивидуально (вариант В); время выполнения - 5 минут
Рисунок 5 Вы можете посмотреть здесь.
Рисунок 6 Вы можете получить у автора статьи.
А. Соедините стрелками зарисовки опытов с основными процессами, происходящие в листе и попробуйте устно объяснить соседу по парте хотя бы один из них на ваш выбор. (За правильно выполненное задание – 8 баллов)
Б. Объясните устно в группе заложенные опыты (по выбору вслепую), доказывающие протекание основных процессов в листе. (Каждое верное объяснение – 7 баллов)
В. Предложите свои опыты, доказывающие протекание основных процессов в листе. (Каждое верное предложение –10 баллов)
Варианты А и Б самостоятельно оценивают себя, вариант В заслушиваем предложения и комментируем оценку коллективно.
Полученные результаты заносим в счётную таблицу и подсчитываем общий результат.
IV. Подведение итогов урока
Итак, ребята, мы выполнили последнее задание, которое позволяло нам погрузиться на дно океана под названием «Лист». Подсчитайте общее количество баллов за 3 – 4 задание и вы увидите, на сколько вы погрузились в этот океан, определите, сколько недотягиваете до дна, ведь максимальную глубину океана мы знаем – 50 метров.
Итак, кто же сегодня не преодолел отметку от 30 до 39 метров? Нет таких!
Кому покорилась глубина от 40 до 49 метров? Молодцы!
И наконец, кому удалось достичь океанского дна с отметкой в 50 метров?
И последний штрих нашего занятия. Измерьте, пожалуйста, температуру вашего настроения в настоящую минуту.
Теперь я готова вам объяснить значение выбранных вами цветовых полосок. Чёрный цвет – у меня ужасное настроение Коричневый цвет – мне плохо Зелёный цвет – я чувствую себя несколько скованно Жёлтый цвет – мне хорошо Красный цвет – я на вершине блаженства, у меня всё получилось.
Я очень рада, что у многих из вас настроение в процессе сегодняшнего урока изменилось в лучшую сторону.
V. Домашнее задание
А тем, у кого сегодня не всё получилось, так как хотелось, я рекомендую дома прочитать §18, и на следующем уроке ваши ответы будут лучшими. А особо любознательным есть два вопроса, по ним можно приготовить сообщения: И последний момент, подпишите свои фамилии на термометрах и счётных таблицах и сдайте их мне, а рабочие листы вклейте дома в свои тетради

Категория: Мои статьи | Добавил: direktor (09.07.2011)
Просмотров: 824 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 paytightihos  
0
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz